Site Logo

REDCROSS.MSK.RU Форум добровольцев

Московского отделения Российского Красного Креста

Текущее время: 19 мар 2024, 16:59




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: По следам "Двух капитанов" или Путешествие на Северный полюс
СообщениеДобавлено: 25 апр 2013, 18:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2012, 09:51
Сообщения: 1167
Друзья, вы все знаете насколько сильно я люблю авиацию. Недавно состоялось Великое (не побоюсь этого слова) историческое событие и я спешу поделиться с вами рассказом Михаила Ростиславовича Фариха на форуме saon.ru.
Изображение

Немного Истории:
Цитата:
«Святая Анна» — парусно-паровая баркентина типа «Филомель» (англ. «Philomel»), использовалась несколькими британскими путешественниками, затем российской полярной экспедицией под руководством Г. Л. Брусилова с 1912 года при попытке прохождения Северного морского пути и пропала без вести в 1914 году.
Судно было спущено на воду в Великобритании 20 июля 1867 году на верфи в Пембрук-Док как четырёхпушечный военный корабль для военно-морского флота под названием «Ньюпорт» (англ. HMS Newport). 31 марта 1868 года «Ньюпорт» был переквалифицирован в исследовательское судно и под командованием капитана Джорджа Нэрса (англ. George Strong Nares) направлен для проведения гидрографических работ в Средиземном море. «Ньюпорт» выполнял работы по промеру глубин при строительстве Суэцкого канала и стал первым кораблём, прошедшим через канал после его официального открытия в ноябре 1869 года.
В 1881 году судно было выкуплено у Британского Адмиралтейства Аленом Уильямом Юнгом (англ. Allen William Young). Яхту приобрел английский судовладелец Либурн-Пофам (англ. F.W. Leybourne Popham) и переименовал в «Бленкатра» (англ. Blencathra). Пофам укрепил корпус судна, снабдив его тройной дубовой обшивкой, в результате толщина борта составила 27 дюймов (0,7 м). Старая 40-сильная паровая машина сменилась современной, мощностью 400 индикаторных сил. Скорость хода под парами возросла с 5 до 7,5 узлов.
В 1890-х годах «Бленкатра» ходила к устью Енисея в составе торговых экспедиций под командованием английского капитана Джозефа Виггинса (англ. Joseph Wiggins).
«Бленкатра» обеспечивала организацию резервных складов продовольствия по маршруту плавания экспедиции Нансена на «Фраме» и, таким образом, причастна к еще одной героической арктической экспедиции.
В 1893 году в рейсе «Бленкатры» к берегам Сибири принял участие Фредерик Джексон. Джексон обследовал более 3000 миль побережья между Обью и Печорой. В 1895 году вышла его книга об этой экспедиции.
Полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали в России большой общественный интерес. В этой атмосфере морской офицер Георгий Львович Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью первого прохода Северным морским путем под российским флагом.
В 1912 году Брусилов получил на службе отпуск и организовал своих ближайших родственников в акционерное зверобойное общество, предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверопромысла в арктических широтах.
Для нужд экспедиции в Великобритании Брусилов за 20 тысяч рублей приобрел «Бленкатру», несмотря на 45-летний возраст остававшуюся в хорошем состоянии.
Судно было переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой (жены его дяди-генерала, Алексея Алексеевича Брусилова), выделившей 90 тысяч рублей. Под новым именем «Святая Анна» шхуна покинула Петербург 10 августа 1912 года.
В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая судового врача, старшего помощника Н. С. Андреева, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания.
На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия.
Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, до этого имевший опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море.
В окончательно сформированном экипаже из 24 человек было всего семь профессиональных моряков, включая Брусилова и Альбанова. 28 августа 1912 года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой.
16 октября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота, но вскоре оказывается зажатой льдами у западного побережья Ямала на широте 71°45'. 28 октября 1912 года под сильным южным ветром начинается дрейф ледового поля с вмерзжим судном, вместо намеченного пути на восток судно продвигается на север.
К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи не удались и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.
Неопределенность положения усиливала разногласия среди экипажа. В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым, в результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана.
К началу 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка многих продуктов и топлива, ожидался голод.
10 апреля 1914 года 82°55′30″ с. ш. 60°45′00″ в. д. штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь байдарок, закрепленных на санях и меховая одежда — было самодельным, изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не соответствовало уровню физической нагрузки.
На судне осталось десять членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарев, Шабатура и Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно. В итоге последний экипаж «Святой Анны» состоял из 13 человек:

Г. Л. Брусилов, начальник экспедиции и капитан
Е. А. Жданко, медик
Иван Потапов, боцман
Яков Фрейберг, машинист
Вячеслав Шленский, гарпунер, внештатный корреспондент архангельской газеты
Михаил Денисов, гарпунер (норвежский подданный)
Густав Мельбард, матрос, ученик рижских мореходных классов
Иоган Параприц, матрос, ученик рижских мореходных классов
Г. Анисимов, матрос
И. Пономарев, матрос
А. Шахнин, матрос
Максим Шабатура, кочегар
Игнат Калмыков, повар.

Дальнейший путь на лыжах, санях и байдарках продолжили:
Валериан Альбанов, штурман
Петр Максимов, старший рулевой
Луняев, матрос
Архиреев, матрос
Шпаковский, матрос
Баев, матрос
Владимир Губанов, машинист
Александр Конрад, матрос
Ольгерд Нильсен, матрос (датчанин, из прежнего британского экипажа судна)
Павел Смиренников, матрос
Ян Регальд, стюард
Альбанов планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он знал из книги Нансена, располагалась база арктических экспедиций Джексона, и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около 160 километров.
3 мая матрос Баев ушел на разведку и не вернулся, поиски не дали результата.
Проводимые Альбановым по пути астрономические наблюдения и вычисление координат неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское течение.
29 июня члены экспедиции вышли на южный берег мыса Мэри Хармсуорт (остров Земля Александры), где увидели свободное ото льда море. На десять человек оставалось лишь две байдарки и отряд вынужденно разделился две партии, одна из которых пошла на байдарках, а другая — на лыжах вдоль берега. За время пути в береговой партии заболел и умер матрос Архиреев. Воссоединились обе группы на мысе Ниль (остров Земля Георга). Следующей точкой встречи был назначен мыс Гранта (остров Земля Георга). Пять человек на байдарках прибыли в условное место и ожидали береговую партию, но безуспешно.
Далее байдарки пошли к острову Белл и достигли его 5 июля. В пути заболел и умер матрос Нильсен. 7 июля обе байдарки направились к мысу Флора. Поднявшийся сильный северный ветер унес в море байдарку с матросами Луняевым и Шпаковским, об их дальнейшей судьбе неизвестно. Второй байдарке удалось вернуться к острову Белл.
Наконец, 9 июля байдарке Альбанова и матроса Александра Конрада удалось добраться до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа). В результате сноса льдов Восточно-Шпицбергенским течением, с момента оставления «Святой Анны» они прошли более четырехсот километров за почти три месяца.
15 июля Конрад в одиночку (Альбанов был к тому времени тяжело болен) отправился на мыс Гранта для поисков пропавшей береговой партии. Никаких следов ему обнаружить не удалось.
20 июля к мысу Флора подошла шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова) под командованием Н. М. Сахарова и спасла Альбанова и Конрада, единственных выживших в экспедиции Брусилова.
В ХХ веке поиски экспедиции Брусилова велись в 1914-1915 г.г., в том числе с применением авиации - но успехом не увенчались.
В нашем веке поиски возобновились:
В 2010 году под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция, в ходе которой на острове Земля Георга (Земля Франца-Иосифа) были найдены человеческие останки и предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой партии группы Альбанова. Среди них были: карманные часы, ложка с инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову — в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска и т. д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова.
Однако само судно "Святая Анна" найдено так и не было.
Георгий Львович Брусилов, штурман Валериан Альбанов и «Святая Анна» послужили прототипами капитана Ивана Львовича Татаринова, штурмана Ивана Климова и судна «Святая Мария» в романе Вениамина Каверина «Два капитана».Это была преамбула...


На днях рано утром у меня зазвонил телефон. Определился Олег Продан. И без долгих разговоров предложил мне поучаствовать в новой экспедиции по поиску "Святой Анны". Задача: долететь до последней известной точки местонахождения судна и забурить в лед 10 штук спутниковых радиобуев - чтобы можно было отследить их дрейф и понять, куда несло "Святую Анну" с частью экипажа. Это место находится в 135 км Северо-Восточнее мыса Флигели на острове Рудольфа, на 83-й параллели!..
Конечно, я согласился! Сказать, что согласился с радостью - не сказать ничего. Я был просто в восторге!!! Дело оставалось за малым: бензина 100LL там нет и не предвидится. Надо было найти керосиновый борт... Конечно, в течение пяти минут (даже меньше) я нашел этот борт и даже с командиром!
В общем, завтра пойду покупать себе унты (у Димы Ракитского они уже есть) и теплые рукавицы на двоих. R66 готовится к перелету...
2 апреля вечером нам надо быть в Воркуте, чтобы рано утром 4 апреля стартовать на Север. Через Диксон и архипелаг Северная Земля на Землю Франца-Иосифа... Эх, одни названия чего стоят!!!
31 марта 2013г Олег Продан: «Уже 4-й год наша поисковая экспедиция работает на ЗФИ - результаты в фильмах, книгах и в музее. После расшифровки предстоит издание найденных дневников одного из участников экспедиции. Г. Брусилова. Вопрос идентификации останков медленно, но двигается. Вот пришло время и "Святой Анной " заняться.
То, что перелет на Р-66 предстоит уникальный - Миша прав. В тех условиях подобные машины не летали, все-таки нам предстоит достигнуть самой северной точки Евразии - мыс Флигели, о. Рудольфа, ЗФИ. - 800 км до СП.
Но волноваться и перевозбуждаться излишне не стоит - Два Ми-8 сопровождают по всему маршруту и еще работают, как танкеры и ПСС.
Любая экспедиция - это безопасность прежде всего.
И дай Бог нам всем удачи!»

Трейлер путешествия:

А тем временем, полным ходом шла подготовка к экспедиции:
Изображение
Изображение
Изображение

Рассказ Михаила Ростиславовича после выполнения героического перелёта:
Я полюбил дальние и стремительные перелеты, не только по России – наверное, по этой причине в середине марта 2013 мне позвонил известный русский исследователь Арктики и Антарктики Олег Продан и предложил принять участие в научной экспедиции по поиску русской шхуны «Святая Анна», бесследно пропавшей в Арктике с капитаном Георгием Брусиловым и частью экипажа около ста лет назад, в 1914 году. История сохранила несколько географических координат, где находилась шхуна, когда ее оставила часть команды во главе со штурманом Валерианом Альбановым. В эти точки, расположенные приблизительно в 135 км к Северу от острова Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа, необходимо было заложить метеорологические радиобуи для возможности отследить путь дрейфа шхуны или ее обломков.

Руководитель экспедиции Олег Продан организовал завоз авиационного керосина ТС-1 по маршруту полета, поэтому речь шла только о вертолете с газотурбинным двигателем – мой поршневой R44 для этих целей не подходил.

С 2011 года наш аэроклуб эксплуатирует в России три R66. Поскольку они были завезены в страну задолго до выпуска Сертификата типа, вертолеты были зарегистрированы как единичные экземпляры воздушного судна – и владельцы получили законное право вносить некоторые изменения в конструкцию без утверждения их производителем. В то же время, мы давно хотели испытать этот вертолет в высоких широтах, где на нем еще никто не летал. Владелец вертолета R66 (s/n 0040, reg. RA-1588G) компания «Авиамаркет» согласилась выделить вертолет для участия в экспедиции и для испытаний этой машины в суровых условиях Арктики. Командиром экипажа был назначен шеф-пилот нашего аэроклуба, опытнейший летчик Дмитрий Ракитский. Я полетел вторым пилотом и штурманом. Перед вылетом мы тщательно изучали опыт арктических полетов, поскольку никто из нас до этого не летал севернее 71 град. СШ (Нордкапп, Норвегия). Мне было особенно интересно – ведь на предстоящем маршруте более 80 лет назад много летал мой дед Фабио Фарих, один из первых советских полярных летчиков.

К моменту нашего вылета из Москвы наш вертолет имел налет в 541 час. Мы рассчитывали, что все «детские болезни» этого, одного из первых R66, уже проявились. Подготовка машины к перелету включала в себя установку дополнительных баков объемом около 310 литров с перекачивающим насосом, навеску «медвежьих лап» на задники лыж, изготовление заглушек на воздухозаборники для стоянки вне ангара, изготовление предпускового подогревателя двигателя. Также мы взяли с собой дополнительный аккумулятор для уверенного пуска двигателя на морозе. Были изготовлены заслонки для частичного закрытия масляных радиаторов двигателя и главного редуктора. Мы чувствовали себя готовыми находиться в воздухе без дозаправки в течение более семи часов. Естественно, мы обзавелись теплой одеждой, обувью и носимым аварийным запасом, позволяющим не менее трех суток провести в ожидании помощи. Наши товарищи и родственники могли следить за нами посредством SPOT, а севернее 80-й широты я собирался отправлять текстовые сообщения с нашими координатами с телефона “Iridium”.

Мы стартовали со своего подмосковного вертодрома утром 2 апреля 2013 года на три часа позже запланированного времени из-за плохой погоды: нижний край облачности был не более 50 метров, а горизонтальная видимость – около 400-500 метров. Однако к 11 часам местного времени погода немного улучшилась, и мы взяли курс на Север. В этот день нам предстояло преодолеть около 1,970 км до Воркуты с промежуточной посадкой для дозаправки в Сыктывкаре. Этот путь занял 9.3 часа полетного времени, и из-за позднего старта мы приземлились в Воркуте (UUYW) примерно через 10 минут после наступления темноты.

По пути в Воркуту нашли какой-то бывший заводик - так и не поняли, для чего он. Домны? Хрен его знает - но красиво стоит...
Изображение
Следующий день был запланирован для подготовки к вылету дальше на Север. В Воркуту поездом прибыли руководитель экспедиции и корреспонденты нескольких ТВ-каналов, снимающие об экспедиции фильмы. Сроки нашего перелета были назначены с учетом того, что в начале апреля на архипелаге Земля Франца-Иосифа была запланирована встреча представителей государств Арктического бассейна. Обеспечивать возможные поисково-спасательные работы в интересах этой встречи были выделены два вертолета Ми-8 Объединенного Арктического Авиационного отряда ФСБ России. Олег Продан сумел договориться с командованием о том, что эти вертолеты попутно привезут на острова журналистов и разное имущество экспедиции – наш вертолет на такие дальние расстояния мог лететь только с двумя пилотами и всем нашим обмундированием на борту.

Должен сказать, что арктические военные пилоты сначала недоверчиво отнеслись к возможности полетов на Севере как нашего «игрушечного» вертолета, так и нас – «неопытных пилотов-любителей». В Воркуте они нас встречали с плохо скрываемым удивлением, ведь мы совершили довольно длинный перелет за один день в условиях далеко не идеальной погоды на маршруте. Ближе к концу экспедиции они признались, что поменяли мнение и о возможностях R66, и о нас - гражданских пилотах.
Мы в Воркуте. На аэродроме...
Изображение
"Противоугонка" для урны на крылечке (место для курения). Штраф за курение в номере - 1,500 рублей. Я был готов оплатить этот сервис и курил внутри (открывал окно) - но денег с меня так и не взяли
Изображение
4 апреля мы тремя бортами взлетели из Воркуты на Северо-Восток, на остров Диксон (UODD). Наш вертолет шел последним и совершил посадку примерно на 20 минут позже более быстроходных Ми-8. Мы старались сильно не отставать, для чего «ловили» попутный ветер по высотам. Эти наши маневры впоследствии даже позволили нам пару раз обогнать наших военных коллег на мощных двухмоторных машинах. После заправки на Диксоне мы продолжили путь на Север, уже над океаном.

По пути на Диксон мы подсели на площадке Сабетта (Западный берег Обской губы) - просто размяться. Народ удивленно разглядывал наш вертолетик - они тут к таким размерам винтокрылов явно не привыкли После взлета обнаружили в Обской губе атомный ледокол "Таймыр" (говорят, чуть ли не самый маленький из атомных) и снялись на его фоне - операторы с одной из "восьмерок" тратили километры пленки

В левом пеленге с "восьмерками" ФСБ
Изображение
"Таймыр". Какая-то сволочь водрузила контейнер прямо по центру вертолетной площадки на корме. Мы с Димой пожелали капитану, чтобы у него заболел зуб, и вертолет не смог бы сесть на этот пароход... Идиотизм наш расейский...
Изображение
Изображение
К моему удивлению, океан не был сплошь покрыт толстым паковым льдом – мы встречали немало открытой воды или обширных участков с молодым льдом, на который в случае отказа техники садиться было ничуть не безопаснее, чем на чистую ледяную воду. Забегая вперед, скажу: такие участки открытой воды (иногда с блинчатым льдом, похожим с высоты на многочисленных медуз) мы встречали вплоть до 83 широты. Севернее лед гораздо мощнее, но и в нем есть много разломов, выглядящих сверху как черные реки меж белых берегов. В 25-градусный мороз над этими «реками» (да и просто над открытой водой) клубится пар, как бы предупреждающий о возможности быстрого обледенения. В таких условиях нам с Дмитрием несколько раз приходилось принимать трудное решение, что безопаснее: продолжать полет под нижней кромкой облачности в опасной близости к пару – или уходить выше облаков, в которых можно обледенеть с таким же успехом прежде, чем выберешься к Солнцу. Теперь можно сказать, что все наши решения оказались правильными – ведь я сижу в уютном кабинете в Москве и пишу эти строчки, а исправный вертолет стоит в теплом ангаре. Но в те дни мы делали самые первые шаги в Арктике, и уверенность заменяли надеждой на свой прежний опыт и знания.
Изображение

_________________
Подписываемся на смс-рассылку. Данные отправляем мне в ЛС.
Твиттер: @_Kipyatok
8925О8О9642.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По следам "Двух капитанов" или Путешествие на Северный п
СообщениеДобавлено: 25 апр 2013, 18:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2012, 09:51
Сообщения: 1167
Продолжение рассказа Михаила Ростиславовича Фариха о путешествии на Северный полюс в 2013г на вертолёте Robinson R-66.

По пути на Средний мы с Димой впервые в жизни увидели во льдах белую медведицу с двумя медвежатами и сделали несколько снимков. Летевшие в Ми-8 другие участники экспедиции потом страшно нам завидовали. Оказалось, медведи боятся вертолета. Медведица бросила на хрен медвежат и стала убегать. Мы подсели к медвежатам, и Дима вылез со своим айфоном их снимать. При этом мы точно не знали, как далеко находится медведица (обзор закрывали торосы выше человеческого роста), но я был готов взлететь и отгонять ее вертолетом.
Изображение
Изображение
Через день на Земле Александры мы получили строгий выговор с занесением от директора Национального парка "Русская Арктика" за то, что пугали медведей - и нам стало стыдно. Мы стыдились до тех пор, пока не узнали, как "гуманно" этот сукин сын и его подчиненные сами обходятся с белыми медведями - но об этом в свое время... За день 4 апреля пройдено 1,630 км за 9.1 часа полетного времени.

Полярная станция на острове Голомянный (архипелаг Северная Земля). Здесь живут муж с женой уже больше 20 лет. Одного сына вырастили, сами осваивая с ним школьную программу. Потом он слетал на Диксон, сдал экзамены за среднюю школу и теперь отлично учится в Одесском институте. Второй сынишка лет шести тоже уже начал осваивать курс средней школы.
Изображение
Самолеты у ВПП аэродрома острова Средний
Изображение
Изображение
Наутро после взлета мы взяли курс на Запад, на архипелаг Земля Франца-Иосифа. По пути, примерно в середине между двумя архипелагами, совершили короткую посадку на метеостанцию острова Визе для передачи посылок зимовщикам и продолжили путь.
Остров Визе. Обрывистый берег каждое лето уезжает в океан, наступая на полярную станцию...
Изображение
Изображение
Мы пересекли всю Землю Франца-Иосифа с Востока на Запад, острова оказались удивительно красивыми.

Вообще, до этого полета я не предполагал, что Арктика так разнообразна. Мне казалось, я попаду в бескрайнюю белую равнину, однообразную и без признаков жизни. Я был потрясен увиденным, и каждый час полета открывал мне новые восхитительные виды. Мы видели огромные торосы из голубого и бирюзового льда и не могли даже примерно представить силу, нагромоздившую эти сотни тысяч или миллионы тонн; любовались высокими отвесными стенами ледников, сползающих с островов в море, и айсбергами, которые прежде были частью этих ледников. Мы фотографировали огромных вальяжных моржей с толстыми бело-желтыми клыками и китов, всплывающих на поверхность подышать воздухом; нерпу на льду и белых медведей, поджидающих нерпу у лунок-«продухов»... А как красиво подсвечиваются стены ледников не заходящим за горизонт Солнцем, как красиво само Солнце над горизонтом с эффектом вертикального Гало (световой столб)... В общем, планета наша прекрасна не только на Гавайях или в Гранд-Каньоне, Арктика – одна из жемчужин в ожерелье Природы. Удручает только, что эта жемчужина сильно загажена человеком: на многих островах лежат бочки из-под топлива, брошенная техника, разбившиеся когда-то самолеты – и все это копится в течение последних примерно ста лет. Лишь недавно наши руководители озаботились проблемой очистки Арктики, но я слышал только об обсуждениях – о конкретных делах ничего. По крайней мере, признаков работ по уборке отходов «покорения человеком» этих мест я не заметил.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Уже к обеду мы благополучно приземлились на военном аэродроме «Нагурское» на земле Александры, где нам и предстояло выполнить работу в интересах экспедиции. За день мы прошли совсем немного, около 870 км за 4.2 полетных часа – и занялись сортировкой вещей и подготовкой к вылету к месту закладки радиобуев. Однако, логика принятия военных решений иногда отличается от наших представлений. Командир эскадрильи Ми-8 сообщил нам, что завтра, 6 апреля, решением командования они не летают. Поскольку решения командования на нас не распространялись, я подал через Москву флайт-план, и на следующий день мы с Олегом Проданом и оператором Антоном Ждановым совершили «разведывательный» вылет на самую северную точку Евразии – мыс Флигели острова Рудольфа. Недалеко от этого мыса нам вскоре предстояло под многочисленными телекамерами выполнить главную и единственную задачу экспедиции - заложить три радиобуя на дрейфующие льды. По пути на Рудольфа и обратно мы осмотрели еще несколько островов и, кстати, убедились в том, что карты в навигаторах Гармин не всегда правильно отображают их очертания и рельеф. За этот день мы налетали 3.3 часа и прошли 486 км.
Вечером на базе военные пилоты опять «порадовали» нас очередным решением командования: им приказано находиться на земле еще 4 или 5 дней, до окончания саммита (который еще и не начался). Военные летчики впали кто в анабиоз, кто -в летаргию, ибо больше делать там было решительно нечего. Мы же не имели никакого отношения ни к военным вертолетам, ни к саммиту – поэтому приняли свое решение: завтра вылететь на закладку буев. На корреспондентов было жалко смотреть: они прилетели на край Земли из Москвы именно для этой съемки – а самого события не увидят. Сначала нам казалось, что мы ничем не можем им помочь – ведь нам самим была обещана помощь военных по доставке топлива на остров Рудольфа. Но пересчитав загрузку и проверив прогноз погоды, мы предложили взять на борт самого легкого из всех операторов, если он пообещает поделиться отснятым материалом с остальными. Конечно, все с радостью согласились. Этим оператором оказался Валерий Фролов с телеканала “Russia Today”.

Здесь хочу пояснить, что от Воркуты до острова Средний я сначала попросил подать за нас план военных - типа, группой пойдем. Но они вежливо отказали (видимо, опасались, что не долетим и испортим им статистику). В итоге план подал на нас ЛОДОШНИК - и, как выяснилось позже, это было большой удачей! В ремарках он написал, что перелет согласован с Авиацией ФСБ - и это было сущей правдой. От Среднего до Нагурского план на нас подавали уже пограничники и работали в эфире за три борта, хотя интервалы между бортами достигали минут тридцати. Но в зональных, видимо, мы уже засветились как полноправные полярники Поэтому когда Саня подал на нас план от Нагурского до Рудольфа и обратно, все было в порядке, и Сане даже никто не звонил. Еще в Нагурском я сходил к РП познакомиться лично и, видимо, произвел на него приятное впечатление - по крайней мере, все время нашего там нахождения он общался с нами крайне доброжелательно и позволял делать то, что военным авиаторам во главе с комэска и не снилось. Ну а Саня продолжал давать планы со стандартным примечанием о согласовании нашего полета с авиацией ФСБ - мы же с РП свои вылеты согласовывали. Да и каждый план по просьбе Оперативного дежурного из Воркуты уходил еще и к ним в адрес.

Утром 7 апреля мы вчетвером взлетели с аэродрома. Прикованные «решением командования» к Земле, военные летчики печально провожали нас, не вставая с кроватей (мы с Димой ночевали в одном кубрике с комэска и штурманом эскадрильи). Кроме четырех человек и запаса топлива на 6.5 часов на борту находились наши с Димой НАЗы, некоторый инструмент и три буя килограммов по 10-15 каждый. Вертолет взлетал тяжело, несмотря на плотный морозный воздух и довольно сильный встречный ветер. Мы направились сразу в открытое море и примерно через два часа совершили первую посадку на лед.

По пути на первую точку. Кстати, образчики льда в районе 82-й широты, на который садиться никак нельзя
Изображение
Закладка одного из буев
Изображение
Борт сидит на льдине и путевая скорость составляет 600 метров в час!!! Кстати, несло нас в сторону базы - но немного медленно.
Изображение
Мы заложили все три радиобуя в разных точках океана и вдруг обнаружили, что отказал насос, перекачивающий топливо из дополнительного бака в основной. Топлива у нас оставалось достаточно, но воспользоваться им мы не могли. Командир Ракитский принял решение лететь на остров Рудольфа, где мы накануне видели заброшенную полярную станцию – все же решать проблему на земле, да еще и возле остатков жилья комфортнее, чем на дрейфующей льдине в Северном Ледовитом океане. После приземления мы посчитали, что для гарантированного возвращения на аэродром нам необходимо перелить в основной бак не менее 60 литров керосина. Для этого на борту нашлась только 0.5-литровая пластиковая бутылка от минеральной воды. Сливать топливо из дополнительного бака нам пришлось «самотеком» через указатель уровня – прозрачную "клистирную" трубку внутренним диаметром около 5 мм. Все это при температуре -22С и ветре около 20 м/сек в жесткую пургу. Наполнение одной бутылки занимало 1 минуту плюс обежать вокруг вертолета, открыть горловину бака, выплеснуть керосин, закрыть горловину бака и вернуть бутылку на левый борт. Даже оставить горловину открытой было нельзя - снег тут же устремлялся туда как в пылесос. Простой арифметический расчет показал: нам понадобится не менее 120 минут или 2 часов для выполнения задачи. Мы позвонили на аэродром и доложили, что у нас все в порядке – просто мы подсели немного прогуляться. Всем четверым с одной бутылкой делать было нечего, поэтому Олег пошел осматривать зимовку – и вернулся с 5-литровой пластиковой бутылкой из-под питьевой воды! Она заполнялась целых 10 минут, и в это время мы могли вынуть руки из пропитанных керосином перчаток и погреть их в рукавах или за пазухой! Вторую 10-минутную паузу использовал Дима. Он пошел на зимовку и вернулся с куском достаточно толстого резинового шланга. Теперь дело пошло бодрее: мы заливали в основной бак 5 литров керосина каждые две минуты! Тут я вспомнил про нашего оператора Валеру и попросил его прекратить заниматься выживанием и прочей херней - а заняться "картонной бутафорией" (с) zenon, т.е. съемкой процесса. Надеюсь, эти кадры войдут в фильм - но там уже будет нормальный шланг и большая емкость.

В общем, часа через полтора мы с Димой решили, что топлива до аэродрома нам точно хватит – и сразу после запуска двигателя включили в салоне печку на полную мощность, надо было согреться. За этот день мы налетали 5.8 часов и слегка отморозили пальцы на руках – но задачу экспедиции выполнили! Потом между делом Дима еще полетал с учеными из заповедника по окрестностям, помогал им добраться до мест наблюдений. Ученые неоднократно получили возможность убедиться, что легкий R66 гораздо быстрее и комфортнее снегохода, хоть и стоит чуть дороже - но им-то что? У них бабло бюджетное...

А военные вертолетчики продолжали нести свою службу на земле в ожидании прибытия на остров высоких гостей… Без них возвращаться в Воркуту мы не могли (нас бы просто не заправили по пути), а Северный Полюс был в каких-то 1050 км от нас… Конечно, упускать такую возможность мы не имели права. Мы знали, что возле Полюса недавно открылся временный ледовый аэродром Барнео. Созвонились с администрацией аэродрома еще в Москве и договорились о покупке Jet A-1 по 3,250 евро за бочку, через Москву подали флайт-план и долго не могли уснуть, ведь наверное каждый пилот мечтает хоть раз в жизни посадить свое воздушное судно на Полюс Земли.

ЛОДОШНИК накануне подал на нас план "Нагурское" ДЦТ "Барнео" ДЦТ "Нагурское" - и этот план прошел! Впрочем, подробности расскажет сам ЛОДОШНИК, я надеюсь. Мы с Димой оставили дома загранпаспорта, и я слегка переживал: еще в Москве я читал дневники "Барнео", там было про две "восьмерки" "АЭРОГЕО" - что "вчера они вылетели на Дудинку, а сегодня, пройдя пограничные и таможенные формальности, вылетели на "Барнео". Мы же даже при наличии загранпаспортов пройти эти формальности не могли - на "Нагурском" нет пограничного КПП. Впрочем, мой паспорт вообще оставался на "Нагурском", пока я летал к Полюсу

Утром 8 апреля мы с Димой и Олег Продан взлетели на Север. Военные вертолетчики тепло и, как мне показалось, немного с завистью пожелали нам удачи. Комэска Сережа Кирюшкин сказал: "Миша, даже если меня выгонят из Армии, я к вам прилечу - звоните!" Нам предстояло подняться по Глобусу более чем на 9 градусов – и затем безопасно вернуться назад. Погода в этот день была как по заказу, только ветер оказался встречным. С учетом вчерашнего опыта мы взяли с собой два новых насоса для перекачки керосина и надеялись, что других сюрпризов уже не будет.

Медленно, но неуклонно мы продвигались к Полюсу, каждый час докладывая о себе РП "Нагурское" по телефону и отсылая текстовые сообщения с координатами ЛОДОШНИКУ. На экране GPS-приемника медленно менялись значения северной широты: 81-82-83-84…-88… Примерно на этой цифре наш Garmin «сошел с ума» - линия на Полюс изогнулась под прямым углом, а 10-минутная линия направления начала изгибаться в разные стороны.

До Полюса 138 км. До Барнео - 180. Летим и думаем: на какой скорости проходить этот крутой поворот?
Изображение
Изображение
Я переключил экран одного GPS-приемника в режим указания цифровых координат, и мы начали ориентироваться по цифрам. Наконец, мы достигли отметки 89 градусов 59.980 минут северной широты – более точно определить Полюс не смогли.
Решили, что несколько десятков метров – допустимая погрешность, сели на лед, и я увидел, что мы удаляемся от Полюса. Льдина дрейфовала со скоростью около 300 метров в час!

Вот, как-то так мы искали Полюс... Пока я настраивал режим скрин-шота, мы немного отъехали в сторону. СМС ЛОДОШНИКУ была отправлена чуть ближе к Полюсу
Изображение
Естественно, мы поскорее водрузили около земной оси флаг "Авиамаркета" и гордо сфотографировались с ним! Мы радостно звонили родным и коллегам! Это был первый в Истории R66 на Полюсе. Мы с Димой понимали, что сделано только полдела – нам еще нужно вернуться домой, но я, помнится, сказал: "Дима, даже если мы теперь угондошимся - мы все равно УЖЕ СОВЕРШИЛИ безопасную посадку на R66 на Полюсе!". Дорога от аэродрома «Нагурское» до Полюса заняла у нас 6.8 часов полетного времени из-за сильного встречного ветра (с одной посадкой на перекачку керосина насосом из доп бака в основной). Кстати, мы заодно с Димой совершили "кругосветку" - на вертолете облетели вокруг флага и пересекли все меридианы!
Изображение
Последний звонок Дима нанес владельцу "Авиамаркета" С.Филонову и на его вопрос о матчасти ответил:"Матчасть ведет себя идеально!"

Сразу после этого мы решили взлетать, Дима включил зажигание, нажал кнопку стартера и… мы услышали только щелчки реле – турбину стартер не раскручивал. Несколько попыток ничего не изменили – мы сидели на Северном Полюсе, и двигатель вертолета не запускался. Я с некоторой иронией подумал про себя, что вертолетчики с аэродрома Барнео нас, конечно, вытащат – до них всего 42 км. И на Северный Полюс мы все-таки безопасно прилетели из Москвы на вертолете – не на поезде же нас сюда привезли. Но было досадно представлять ухмылки «бывалых» полярников: мол, Арктика - не место для «вертолета выходного дня». Однако буквально через пару минут Дмитрий взял металлическое древко от флага нашего аэроклуба (не зря везли на Полюс!) и легонько постучал им по корпусу стартера. Он объяснил мне, что этот старый стартер ставили еще на Bell-206, и подобные отказы случались и раньше. Отчего Rolls Royce не использует новые, гораздо более компактные стартеры, мне не понятно. Впрочем, в авиации вообще часто предпочитают старые, проверенные десятилетиями решения – даже если за это время появились новые технологии.

Забегая чуть вперед, скажу: этот наработавший к тому моменту 600 часов стартер до возвращения в Москву еще трижды отказывался крутиться без стука по нему чем-нибудь тяжелым. В Буньках его разобрали и ничего не нашли.

В общем, после вмешательства Дмитрия стартер заработал как ни в чем ни бывало, и двигатель бодро запустился. Мы взлетели и по Гармину не могли понять, куда именно нам надо было лететь: силуэт самолетика смотрел в одну сторону, ЛЗП была направлена в другую, а 10-минутная линия направления показывала в третью, еще и изгибаясь, как змея. Я начал докладывать Диме удаление от Барнео, и когда расстояние стало сокращаться, мы поняли, в какую сторону нам надо лететь.

Вот примерно так это выглядело
Изображение
А так - почти сразу после взлета с Барнео на Нагурское
Изображение
Сразу после взлета мы услышали в эфире радиообмен:

- Барнео, (бортовой номер "восьмерки") захожу на посадку... (удивленным голосом) наблюдаю взлетевший с Полюса Robinson

Еще больше он удивился, когда мы по-русски ответили, что тоже его наблюдаем и попросили передать привет его начальнику Саше Мамаеву

В общем, минут через двадцать сели на Барнео, пообедали, заправились, заплатили за керосин плюс 90 с чем-то тыщ рублей за взлет-посадку (всего под 400 тысяч нам с Димой на двоих обошлась эта прогулка) и пошли обратно.

Сели на Барнео
Изображение
Теперь мы уже летели в сторону Москвы. Ветер не так мешал, и обратный путь до аэродрома занял у нас всего 6.1 часа. Мы перед посадкой еще прошлись по заливу, где Дима накануне высадил ученых (и обещал их забрать на базу - но они уже оттуда уехали на снегоходе). На аэродроме нас встречали наши новые друзья с файерами в руках, хотя по местному времени шел уже первый час ночи… РП тоже не спал и с явным облегчением в голосе разрешил посадку. Всего в этот день мы провели в воздухе 13.3 часа и прошли 2186 км, а от старта до финиша прошло больше 15 часов – но каких часов! Мы побывали на Полюсе!

Теплая встреча в ночи...
Изображение
Мы выключились. Что мы чувствовали - словами не передать. Такая сладостная усталость от офигительно сделанной любимой работы! Я думаю, счастлив тот, кто хоть раз в жизни испытывал такое. И тут наши товарищи - военные парашютисты (которые обеспечивали там поиск и спасание грядущих Высоких Гостей) несколько виновато спросили нас: сильно ли мы устали? Они сидели все эти дни на земле и очень хотели прыгнуть - а "восьмерки" не летали. Им и надо-то было всего 1200 метров... Благородный Дима сказал, что бросит их прямо сейчас (кто знает, что будет завтра), я нажал тангенту - но РП уже не отвечал... Один из парашютистов побежал на заставу в квартиру к РП, вскоре вернулся и передал слова РП, что "он спит и ничего не видит" В общем, в этот насыщенный день мы доставили радость не только себе...

Потом в белой ночи отметили это все, конечно

_________________
Подписываемся на смс-рассылку. Данные отправляем мне в ЛС.
Твиттер: @_Kipyatok
8925О8О9642.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По следам "Двух капитанов" или Путешествие на Северный п
СообщениеДобавлено: 27 апр 2013, 08:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2012, 09:51
Сообщения: 1167
Вчера прошла пресс-конференция по экспедиции в РИА-новости.
Ссылка на видео http://pressria.ru/media/20130426/601630901.html

_________________
Подписываемся на смс-рассылку. Данные отправляем мне в ЛС.
Твиттер: @_Kipyatok
8925О8О9642.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По следам "Двух капитанов" или Путешествие на Северный п
СообщениеДобавлено: 06 май 2013, 15:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2012, 09:51
Сообщения: 1167
Часть третья! Заключительная.

Итак:

После посещения Полюса 8 апреля мы прилетели на базу возбужденные, но довольно усталые: все же почти тринадцать с половиной часов в воздухе и пятнадцать с половиной от старта до финиша - это до хрена. Отметили полюс как следует в столовой чем Бог послал - и спать! Назавтра собрались посетить самую Западную точку русской Арктики - остров Виктории, примерно в часе лёта. Утром встали, позавтракали - тут Дима опять нарвался на ученых, которых надо было свозить по берегу. Мы были заинтересованы в том, чтобы показать вертолет во всей красе (вдруг купят?), поэтому отказывать им не стали. Но до ученых Дима дал вводный курс пилотирования R66 двум командирам "восьмерок". Леша Волков полетал минут 25-30 без фанатизма, вышел из вертолета довольный, как слон. А вот комэска Сережа Кирюшкин как вцепился в циклик - так его и видели Наверное, около часа летал с Димой - они там все белых медведей выслеживали по береговой линии. Тоже вернулся довольный и радостный, как мальчишка. Потом они оба друг друга убеждали, что свою "восьмерку" никогда ни на какой Робинсон не променяют - но как-то неубедительно получалось В общем, наш вертолет им понравился. Потом Дима слетал с учеными, и мы поняли, что на остров Виктории лететь уже времени нет - не позднее 17-00 местного времени мы должны были покинуть Землю Александры, чтобы нас не увидели Высокие Гости. Нам неформально объяснили, что задача саммита - показать иностранцам мощь России в Арктике, и наш прогулочный вертолет американского производства будет здесь совсем не уместен.

Ну как вот рядом с ЭТИМ можно представить Robinson?
Изображение
Изображение
Мы с Димой не спеша собрались, пообедали и примерно в 17-30 оторвали лыжи от Нагурского. Лететь нам до острова Хейса было около часа, и мы пошли по проливам между островами. Я уже говорил, кажется, что в Арктике над морем бывает чудесная погода, никаких облаков - только легкая дымка. А вот над островами в это же время стоят облака - достаточно плотные и высокие. С чем это связано, нам никто (включая профессиональных метеорологов) объяснить так и не смог. Остров Хейса расположен вблизи других, более крупных островов (в частности, с Северо-Запада там остров Кэмп через буквально 2-километровый пролив), поэтому на подходе погода резко ухудшилась, видимость снизилась (временами до 150-200 метров). Выше облаков мы не пошли, поскольку не знали, как будем заходить на посадку на незнакомый остров - поэтому крались на высоте 20-30 метров над проливами. Мы с Димой управляли в четыре руки: я пилотировал исключительно по приборам, а Дима в это время всматривался в закабинное пространство - и мы постоянно подсказывали друг другу. Скорость держали 30-40 узлов. Ситуация осложнялась еще тем, что в узких проливах море спокойное, поэтому никаких торосов и разломов льда там нет - поверхность совершенно не контрастная. Сильно помогал радиовысотомер. В таком режиме мы шли минут сорок, и на остров Хейса попали примерно через полтора часа после вылета с Нагурского. Думаю, это был самый тяжелый по погоде участок из всего перелета.
Вот как-то так (когда у меня еще была возможность снимать)
Изображение

Так мы подкрались к Северо-Восточной оконечности Хейса, где находилась полярная станция. Тут сквозь белую мглу мы увидели темные постройки и всякий арктический мусор: самолет, катер, трактора, автомобили и бочки, бочки, бочки... Ориентироваться стало значительно легче - но где здесь живут люди? Дома стояли кругом, опоясывая замерзшее озеро. Домов было очень много (в хорошие времена там зимовало до двухсот человек) - но следов жизни мы не видели. Наконец, заметили свет прожектора из окна одной избушки и собак рядом - и сели напротив.

К нам вышли трое вооруженных суровых мужчин, и один из них стал нас допрашивать: кто такие, откуда, ФИО и т.п. Только что документы не успели ему предъявить, а он нас мордой в снег не положил. А ведь нам обещали, что зимовщиков предупредят о нашем прилете! В общем, на словах мы сумели доказать, что не шпионы и не диверсанты, и нас пригласили в дом. Так мы оказались на метеообсерватории имени Кренкеля... Когда-то там была куча народа, иностранные ученые... Оттуда совершались пуски метеоракет - пусковая установка до сих пор стоит. Теперь там зимуют семь метеорологов и один сотрудник национального парка "Русская Арктика". Что там делает этот сотрудник нацпарка, мы так и не поняли - впрочем, никто нам этого объяснить также не смог. Метеорологи заняты тем, что выживают - а в свободное от выживания время фиксируют метеоданные, запускают зонды и отправляют по спутнику информацию в Росгидромет Архангельск. Сбор и отправка данных идет круглосуточно, каждые три часа. На ближайшие двое суток мы с Димой тоже стали зимовщиками - только нам было труднее. Люди были заняты делом, а нам начальник Андрей Губанов никаких задач не поставил - хоть я и просил. Поэтому мы тупо убивали время и общались с зимовщиками. Они были рады свежим людям - друг про друга они уже знали все.

Мы с Димой проводили время в основном в кают-компании (столовая, совмещенная с кухней и библиотекой). Там у них телевизор ловит примерно пять каналов - мы получили смертельную дозу телевидения. Этот ящик вещает круглые сутки в фоновом режиме, но стоит начаться какому-нибудь "Честному Детективу" или "Дежурной Части" - все замолкают и с живым интересом смотрят.

Из дома без ведома начальника можно выходить только на крыльцо, позвонить по спутнику. Дальше крыльца обязательно уведомлять старшего и брать с собой как минимум ракетницу (две лежат у выхода плюс запас ракет) - отпугивать медведей. Медведи там ходят, в сентябре 2011 года медведь сожрал человека буквально в 40-50 метрах от крыльца - молодой метеоролог неосторожно вышел из дома снять показания с приборов Не много от него осталось...

Живут зимовщики скудно, продукты им завозят раз в год, в навигацию. Я прежде предполагал, что уж там-то есть любые разносолы с витаминами - хрен там На ужин были макароны с тушенкой...

Перед отлетом комэска Кирюшкин сунул мне бутылку водки - я еще брать не хотел, в гости же летим! Пожалел, что не взял штук пять-шесть. Вечером спросил Губанова: нет ли у них сухого закона? А то у нас с Димой бутылочка есть... Андрей печально сказал, что делить эту бутылочку на всех смысла точно нет, и позвал нас с Димой после ужина к себе в каюту. Там мы просидели часа два или больше, растягивая пол-литровку за разговорами. Мы узнали много удивительного о жизни на полярных станциях - я такого и предположить не мог

Вот такой чай там пьют - кто посчитает, сколько лет заварке?
Изображение
Изображение
Тезисно:

1. Люди находятся в полной изоляции в течение года. Таких гостей, как мы - у них, как правило, не бывает. Никуда оттуда не уйдешь, спрятаться можно только в свою "каюту". И при этом никакого психологического отбора нет - каждый оказывается перед фактом. И живи, как хочешь...

2. Кормят их за казенный счет, из расчета 7 с чем-то тыщ рублей в месяц. На год получилось 760 тыщ руб. Пришел пароход, еду выгрузили... Начальник охренел от малого объема продуктов, посмотрел накладные - там всего на 320 тыщ руб. Начал звонить в Архангельск, ему отвечают: у вас там остатков на 400 тыщ. - Да у меня в остатках полторы тыщи банок компота, который никто не жрет! Как я этим компотом людей прокормлю?! - Ну, ошиблись, что-нибудь придумаем... Зашел к острову другой случайный пароход и выгрузил провианта еще на 60 тысяч - по объему оказалось больше, чем на 320...

3. На год зимовщикам в числе прочего положено колбасы на некую сумму. Им и прислали колбасы на эту сумму - 20 кг по 780 руб/кг (!!!). Начальник зимовки бережно хранит хвостики от этой "золотой" колбасы

4. Также им положено на определенную сумму электрических лампочек. Лампочки по накладной оказались по 60 руб/шт - при том, что в магазинах Архангельска эти же "лампочки Ильича" лежат по 6 рублей. В результате только процентов 15 плафонов дают свет, а начальник зимовки ходит по брошенным домам с кастрюлей, куда собирает случайно уцелевшие лампочки-наследие прошлых счастливых и беспечных поколений.

5. Нарезного оружия было когда-то на станции три ствола. Изъяли как "незаконно хранящееся". Теперь из оружия только две ракетницы и личный гладкоствол зимовщиков.

6. Спиртного нет никакого. "Дорогой Артур Николаевич Чилингаров" (как же его "любят" полярники!!!) объявил Арктику "зоной трезвости". Поэтому что привез с собой в сумке на год - то и выпьешь. То же самое касается сигарет - ты даже не можешь заказать их за свои деньги, чтобы положили в общий груз для зимовки. Хочешь курить - вези с собой. На целый год... А старые полярники вспоминали, что раньше им поставляли за счет государства и коньяк, и шампанское (на Новый Год и дни рождения). И спирт был для разных нужд. А уж сухое вино никто вообще не учитывал...

7. На станции есть спутниковый телефон - но по личным делам звонить невозможно. Пакет из 500 минут дается на год - и крутись, как хочешь. С нашего телефона ребята звонили домой, и были счастливы хоть чуть-чуть пообщаться с родными. Правда, старые полярники имеют свои "Иридиумы" - но я из восьми человек видел телефоны только у двоих.

8. Горячий душ повседневно не доступен. Я за ужином спросил Андрея, как насчет душа? Честно говоря, я предполагал, что он укажет на какую-нибудь "вторую слева" дверь - и мы с Димой вымоемся. Хрен там! Андрей довольно тяжело задумался, принимая какое-то решение. Потом решительно сказал:"Хрен с ним! Согреем вам бойлер! Часа через 4-5 будет вам душ"...

В общем, условия там тяжелейшие. Я вспоминал рассказы про полярников советских времен: человек зимовал год-два-три..., потом ехал куда-нибудь на Украину и покупал себе симпатичный домик в теплом месте. Или квартиру кооперативную - и потом нежился под Солнцем всю оставшуюся жизнь или ехал еще на зимовку и возвращался уже с машиной. Еще и ордена-медали давали самым настырным... Наивно думал, что сейчас, в условиях капитализма, люди тем более едут в Арктику за баблом. Оказалось немного не так. Например, у метеоролога-первогодка должностной оклад на Хейса составляет целых 3,900 (три тысячи девятьсот!!!) рублей. А со всеми полярными надбавками на первом году этот специалист на руки получает аж 10,500 рублей в месяц! Зато кормят бесплатно... Начальник станции, зимовщик с 30-летним стажем (т.е. выбравший все надбавки и коэффициенты), совмещающий семь или восемь должностей включая должность поварихи, за март на руки получил 78 с чем-то тысяч рублей! И это человек, полностью отвечающий за жизни людей и работу станции... А сколько таких губановых раскидано по северам... Я, кстати, спросил Губанова:"Андрюш, а на хрена тебе еще должность поварихи?" Он печально ответил:"А как еще я смогу четко контролировать расход продуктов?"

Кстати, на острове находится отделение Почты России - говорят, самый северный почтовый офис в мире. Должность главного почтмейстера исполняет тот же Андрей Губанов. Зарплата по этой должности составляет 1% (ОДИН ПРОЦЕНТ!) от зарплаты начальника такого же отделения на материке. Правда, и отделение работает так себе: четыре дня в неделю по часу. Мы думали послать бандероль Губанов рассказал, что как-то дал телеграмму сыну в Архангельск, с днем рождения поздравил. Позвонил через неделю - телеграмма не дошла. Так вот и работает наша Почта - зато вывеска гордо висит, и почтовый индекс красивый, с нулями на конце...
Изображение
Изображение
Из развлечений на станции, кроме пяти ТВ-каналов, неплохая библиотека. Фонд много лет не обновляется - но зато я был очевидцем, как Губанов с одним метеорологом спорил по поводу особенностей стиля Овидия и кого-то еще из античных писателей... Еще один из зимовщиков собрал локальную сеть, и народ иногда рубится в какую-то стрелялку... Охоты и рыбалки НЕТ В ПРИНЦИПЕ. Белого медведя стрелять нельзя - он в Красной Книге, да и мясо его не пригодно в пищу человеку...

В общем, так мы с Димой зимовали почти двое суток. Наутро 10 апреля решили прогуляться по острову - нельзя же все время сидеть взаперти. С нами вызвались двое добровольцев с ружьями: механик Виктор и работник нацпарка Сергей. Мы взобрались на горку, где стоят разные памятные знаки с нечитаемыми от времени надписями (некоторые - латиницей). Еще там стоит столб со стрелками-указателями расстояний до разных городов мира. Юмор, свойственный людям суровых профессий, проявился в указателе на Рио де Жанейро: вместо цифры нарисован символ бесконечности
Слева на первой картинке видно круглое озеро и наш борт на льду.
Изображение
Изображение
Мы обошли озеро по периметру, осмотрели пусковую ракетную установку. Полюбовались на захламленный техникой и бочками северный берег острова. Искали медведя (он там ходил накануне), но видели только довольно свежие следы в помещении бывшего пожарного депо. Когда вернулись домой, узнали - в это время медведь ходил по северо-восточному берегу острова (его видели в окно). В общем, не свиделись...
Изображение
Изображение
Вечером мы созвонились с Нагурским. Назавтра обе "восьмерки" снимались домой. Мы договорились, что они по пути забросят нам бочку керосина - и дальше мы пойдем вместе на Северную Землю, посетив перед Средним еще один остров архипелага, где есть красивые скальные образования - известные как Столбы Журавлева.

Примерно в 11-00 мск пришла одна "восьмерка" с журналистами и Олегом Проданом. Ребята выгрузили нам бочку и сказали, что пойдут дальше без выключения двигателей. Наше пуско-зарядное устройство было на другом борту, который еще не взлетел с Нагурского. Вертолет простоял на ветру и морозе примерно 40 часов, еще мы использовали наш аккумулятор для перекачки 200 литров керосина из бочки в баки. К нашему удивлению, двигатель запустился от стандартного аккумулятора - это значит, что с батареей повышенной емкости (которыми сейчас Robinson комплектует новые борта) можно летать в любых условиях!

Мы с Димой взлетели с Хейса и часа через два следом за командирским бортом сели сначала на Визе, а потом еще через пару часов - возле Столбов Журавлева. Поснимали и пошли на Средний - добрались туда практически на сухих баках (но лампочка еще не горела).
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
В этот вечер на Среднем у нас был прощальный ужин. Мы уговаривали военных вертолетчиков бросать службу и приходить к нам в Авиамаркет инструкторами, они звали нас еще прилетать на Север...

Наутро 12 апреля взлетали в 07-30 местного. Такой ранний вылет был обусловлен желанием журналистов и начальника экспедиции попасть на поезд Воркута-Москва. Мы с Димой с вечера припарковались возле казармы, поэтому через пару минут после завтрака уже оторвались от острова. "Восьмеркам" времени надо было гораздо больше - но они должны были нас догнать. Погода на Среднем была очень плохой - но уже километрах в 40 к Югу стала прекрасной. Мы без приключений сели на полярной станции "Известий ЦИК" (остров Тройной) для перекачки керосина из доп.бака в основной и, не дожидаясь командирской "восьмерки", пошли дальше на Диксон.

Полярная станция "Известий ЦИК"
Изображение
На Диксон мы пришли с разницей в одну минуту. Заправились первыми, Дима прокатил начальника аэропорта до дома в поселке - и взяли курс на Воркуту. Мы на поезд не спешили, поэтому ветер по высотам не ловили, а шли низом. Сережа Кирюшкин нас обогнал - и к поезду ребята успели! А мы снимали стада полярных оленей, чумы ненцев, пытались снимать песцов и ОГРОМНЫХ БЕЛЫХ зайцев! Они были величиной с хорошую собаку, и Дима сначала принял их за оленей или каких-то коз! Этих зайцев было штук тридцать - не меньше!
Изображение
Изображение
Под вечер мы пришли в Воркуту. В этот день мы вымотались, как никогда прежде - не понятно, почему. Это был самый напряженный день - даже напряженнее дня, когда мы слетали на Полюс и обратно. В гостиничном ресторане, когда я сидел за столом в ожидании заказа, стол, стул и пол качались подо мной - как будто я на палубе в качку. Прежде такого со мной никогда не было... Меня перестало штормить только после первой дозы коньяка... Потом была долгая ванна под сигарету и чтение ваших постов про наш перелет за предшествовавшие 10 дней. Потом - беспробудный сон без сновидений до 06-00 утра.

Сели в Воркуте
Изображение
Утром я выглянул в окно и не увидел дома напротив: туман и горизонтальная видимость метров 150-200. Было понятно, что по плану в 0400 UTC мы не летим. Я перенес вылет на два часа, погода слегка улучшилась - но прогноз "временами и местами" был очень плох. Дима запросился на запуск и на вопросы с вышки спокойно ответил, что у нас по ФАП-128 минимум горизонтальной видимости - 1,000 метров (на аэродроме видимость "гуляла" от 800 до 1,200 м), а запасным аэродромом для нас является любая поляна. В общем, нас выпустили на Сыктывкар, минут двадцать мы скреблись по земле - а потом погода стала просто великолепной! Без приключений дошли до Сыктывкара, заправились за рекордно короткое время (47 минут!!!) и к восьми вечера сели в Ярославле на аэродроме ДОСААФ. До дома осталось часа полтора...

Заход в Сыктывкар
Изображение

В Ярославле
Изображение

Наутро 14 апреля не спеша взлетели, по пути подсели в гости к товарищу и в 14-00 мск, через 12 суток, 13 тысяч километров и 75 часов полетного времени благополучно сели на родном вертодроме!
Изображение

Спасибо всем, кто был с нами в Арктике! Спасибо всем, кто нас встречал! Спасибо всем, кто беспокоился и следил за нашим перелетом - это благодаря вам мы с Димой так здорово слетали без опасных приключений!

Карта перелета.
Изображение

Все материалы с сайта saon.ru

_________________
Подписываемся на смс-рассылку. Данные отправляем мне в ЛС.
Твиттер: @_Kipyatok
8925О8О9642.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: По следам "Двух капитанов" или Путешествие на Северный п
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2013, 18:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 апр 2012, 09:51
Сообщения: 1167
Ура! Вот и появился на свет небольшой фильм об этом путешествии!
Оператор Валерий Фролов (в нашей среде известен как Парамоныч), на мой взгляд, смог показать нам, зрителям, только малую толику того путешествия.
Музыка подобрана превосходно. С каждым новым кадром переживаешь все вместе с героями этой экспедиции.

phpBB [video]

_________________
Подписываемся на смс-рассылку. Данные отправляем мне в ЛС.
Твиттер: @_Kipyatok
8925О8О9642.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Текущее время: 19 мар 2024, 16:59


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Русская поддержка phpBB